В московском семинаре приняли участие национальные эксперты и представители министерств, имеющих опыт разработки, реализации или анализа политики поддержки экспорта и программ содействия экспорту из 12 постсоветских стран: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.
Также в мероприятии приняли участие представители московского и регионального офиса ФАО в Европе и Центральной Азии, Национального союза экспортеров продовольствия России, консалтинговой фирмы SEEDEV (Словения), ALIOR Bank (Польша), Евразийского банка развития.
В ходе семинара были представлены как положительный опыт, так и сложности, связанные с поддержкой экспорта агропродовольственной продукции отдельных стран Европы и Центральной Азии. Участники семинара также обсудили роль и место различных государственных организаций в этом процессе.
В последние годы все страны постсоветского пространства или уже приняли, или находятся в стадии разработки программ и стратегий национального законодательство по развитию экспорта агропродукции. Увеличение объема экспортных поставок определено как одна из приоритетных задач правительств во многих постсоветских странах, поскольку рост экспорта является одним из важных источников экономического роста страны, а выработка эффективной политики содействия внешней торговле играет ключевую роль в поддержке инновационного развития и устойчивого роста в сельском хозяйстве, — заявила на форуме Ирина Кобута, экономист регионального офиса ФАО в Европе и Центральной Азии.
Статистика подтверждает, что эти страны обладают значительным потенциалом для развития агропродовольственного экспорта. В 2016 г. экспорт сельскохозяйственных товаров 12 постсоветскими странами составил около 40 млрд долларов, или примерно три процента всего мирового экспорта продукции АПК. Крупнейшим поставщиком в данной группе стран по итогам прошлого года является Россия – в стоимостном выражении она поставила за рубеж сельхозпродукции на 17,2 млрд долларов США; Украина — на 12,7 млрд долларов, Беларусь – на 4,2 млрд, Казахстан на 2,2 млрд долларов. Ежегодные объемы поставок из других стран этой группы составляют менее миллиарда долларов.
Однако, в течение последних пяти лет (2012 — 2016 гг.) экспорт агропродовольственной продукции в большинстве стран постсоветского пространства сокращался. В то же время многие страны остаются крупными импортерами агропродовольственной продукции, причем объемы импорта в большинстве случаев превышают объемы экспорта. Большинство стран региона являются нетто-импортерами продовольствия. Самое крупное отрицательное сальдо у России – 8,3 млрд долларов в 2016 г. А нетто-экспортерами являются Украина с положительным сальдо в 9,1 млрд долларов, а также Молдова и Беларусь (соответственно 337,4 млн и 61,9 млн долларов).
Ситуация с агропродовольственным экспортом в этих странах разнится, подчас кардинально. В Республике Таджикистан, к примеру, сельское хозяйство – второй по величине сектор экономики после сферы услуг, который обеспечивает около 35% налогового дохода и 70% рабочих мест. Но существуют объективные препятствия, которые сдерживают экспорт и консервируют неконкурентоспособность внутренних производителей.
Сайёра Абдуллаева из Торгово-промышленной палаты Таджикистана назвала, в частности, такие негативные факторы, как невысокий уровень конкурентоспособности продукции в силу низкого технологического уровня; наличие административных барьеров на пути экспорта продукции, как в стране, так и соседних сопредельных государствах; недостаточная степень свободы предпринимательства, непредсказуемая бизнес среда и ограниченный интерес к внедрению инноваций; отсутствие институтов содействия и продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках; низкий уровень государственной поддержки содействия развитию экспорта.
Однако есть все основания прогнозировать, что ситуация изменится после того, как в следующем году ожидается создание Экспортного банка поддержки предпринимателей по кредитованию транспортных и других расходов, связанных с экспортной деятельностью, а также Агентства содействия экспорту и завершения разработки свободного реестра экспортеров и импортеров Таджикистана.
Ораторы на семинаре констатировали, что политика в области продвижения экспорта во многих государствах все еще находится в процессе формирования. Опыт работы институтов развития довольно ограничен. Это касается и реализации программ по диверсификации экспортной базы или выходом на новые рынки. Основные проблемы развития экспорта сельскохозяйственной продукции в регионе – это конкурентоспособность экспортируемой агропродовольственной продукции, санитарные и фитосанитарные системы, сертификация, а также ограниченные знания и навыки, необходимые для ведения экспортной деятельности.
Основная роль правительства в вопросе поддержки экспорта заключается в создании благоприятных условий для ее формирования в сотрудничестве с частным сектором. Ряд стран региона, например, Молдова, Кыргызстан и Россия, начали работу по определению приоритетных с точки зрения экспорта товаров и рынков сбыта, на которых следует сосредоточить усилия.
В качестве мер по успешному освоению новых рынков могут выступать, к примеру, установление отношений на уровне деловых кругов, и государственная поддержка участия экспортеров в различных торговых ярмарках. Подобная деятельность позволяет создавать позитивный имидж страны, а также устанавливать новые торговые связи. Еще одним важным направлением развития торговли является упрощение таможенных процедур и пересечения границ.
По мнению Станислава Бубена, директора Департамента агропромышленной политики ЕЭК в странах ЕАЭС, существуют все возможности для полного самообеспечения основными видами продовольствия и развития экспортного потенциала. «В 2016 году уровень самообеспеченности по основным сельскохозяйственным продуктам и продовольствию составил более 90 %, и в соответствии с национальными планами по развитию АПК прогнозируется дальнейший рост производства», – отмечает директор Департамента ЕЭК.
С момента создания Таможенного союза в 2010 году экспорт сельскохозяйственной продукции ЕАЭС увеличился более чем в полтора раза и в 2016 году составил 16,9 млрд долл. США. По экспорту отдельных товаров государства Союза занимают лидирующие позиции в мире: по пшенице – 1 место, по мороженной рыбе и пшеничной муке – 2 место, по ячменю – 3 место, по кукурузе – 5 место.
Однако страны ЕАЭС экспортируют в основном сырье. В структуре экспорта зерно занимает 36,9 %, рыба –17,7 %, жиры и масла растительные – 11,7 %. По словам директора Департамента агропромышленной политики ЕЭК, целесообразно снижать долю сырья в структуре экспорта и диверсифицировать товарную структуру поставками продукции преимущественно глубокой переработки сельскохозяйственного сырья.
«Все это ставит перед нашими странами задачу диверсификации экспорта и формирования эффективной стратегии выхода на рынки третьих стран, основанную в том числе на углублении взаимодействия стран Союза в этой сфере и выработке совместных мер», – резюмировал Станислав Бубен.
В последние годы в постсоветских странах разработаны или находятся в стадии разработки стратегии и программы развития экспорта, в которых одним из приоритетных направлений является продвижение за рубеж агропродовольственной продукции. Тем не менее, во многих случаях акцент приходится по-прежнему на насыщение внутреннего рынка, в частности, на импортозамещение, оставляя на обочине внимания государственных органов проблемы продвижения аграрного экспорта.
При все важности экспорта агропродовольственной продукции, «необходимо не забывать о приоритетах устойчивого развития, как они определены ООН, чтобы этот экспорт не стал самоцелью «любой ценой» и чтобы не расходовать бездумно природные ресурсы, отнимая их у наших потомков», отметила в свою очередь Директор Отделения ФАО по связи с Российской Федерацией Евгения Серова.
В этом контексте следует подчеркнуть, что ФАО оказывает всемерную поддержку странам региона в области обмена знаниями и анализа опыта поддержки агропродовольственного экспорта на глобальном уровне.
Участники семинара выразили заинтересованность в продолжении диалога по этой проблематике в ближайшее время.